БЛОГ
Велодрезина на Байкале
Путешествие по рельсам Кругобайкальской железной дороги на самодельной велодрезине, часть II.
Начало истории смотрите в части I.
Неожиданная встреча
С утра и до мыса Киркирей мне встретилось на пути лишь несколько человек - сторожа турбаз и одинокий сумрачный местный житель. В очередном тоннеле поворот внезапно осветили яркие лучи двух фар. Машинально я скинул вещи и начал было перебрасывать велодрезину, как фары приблизились и скатились с рельс. Навстречу мне ехала группа велотуристов, сюда они добрались по гравию и шпалам от порта Байкал. Суровые люди. Крайне заинтересовались конструкцией и заодно предупредили, что в конце тоннеля стоит "московский метропоезд" и вот-вот поедет в мою сторону.
Не захотев привлекать к себе внимание пассажиров поезда , я выключил свет и затаился в темноте недалеко от портала. Только я приготовился к мини-обеду, как в тоннель зашли двое детей лет десяти. Между ними начался следующий диалог:

— Слабо дальше пройти туда?
— Я не боюсь!
— А там наверно призраки рабочих живут
— Пошли вместе!
Они дошли до сумеречной зоны, где уличный свет перестает освещать шпалы.
— Дальше сам иди!
— А вот и пойду.

Тем временем я стою в темноте, прислонившись к стене и держа фотоаппарат.
— Стой там кто-то есть!
— Да нет там никого, ты боишься просто

Я не выдерживаю и начинаю медленно отлипать от стены, под ногами шумит гравий. В этот же момент дети на секунду замирают, и с криками бросаются обратно к выходу.
У портала тоннеля стоял новенький многовагонный метровагонмашевский РА (рельсовый автобус) и порционно выплевывал туристов с детишками на большую смотровую площадку у ручья. Следующие полчаса экскурсоводы и проводники заталкивали людей обратно в вагоны, получалось у них это плоховато. Наконец после всех возможных гудков и шипений тормозами двери закрылись, и состав медленно начал заползать в тоннель, погудев мне. Доехав до меня, машинист остановился, посмотрел на необычный транспорт и предложил доехать до Иркутска (хаха, на сцепке еще бы с велодрезиной). Атмосферы добавлял звук тормозов Русича из московского метро и блеск рельс в свете прожектора. Когда хвост с красными габаритами исчез позади, я выехал на то место, где стоял поезд.
Посмотреть действительно было на что. Два двухпутных железнодорожных тоннеля причудливо огибал горный ручей Киркирей, наполовину упрятанный в третий тоннель размером поменьше. Местный "аквапарк" содержит в себе несколько многометровых крутых горок-лотков для спуска воды, многоуровневый дренаж длинного жд-тоннеля, несколько водопропускных тоннелей с водобойными колодцами, лоток с мостом над ним, двадцатипятиметровую плотину на самом верху ущелья. Довершает это рампа, предварительно разогнавшись перед которой на горках можно весело вылететь прямо на прибрежные камни где-то далеко внизу с высоты пятиэтажного дома.
В уровни дренажа я решил сильно не углубляться, учитывая полностью севшие фонари, но в целом система напоминает Дидинский тоннель под Екатеринбургом. Старый тоннель всех устраивал, пока внутри не начались вывалы пород и сдвиги свода. Тогда решено было строить рядом новый, но на порядок длиннее, проходящий весь мыс насквозь. Трассировка пересекала ручей, и его решено было заключить в искусственный водовод над сводом нового тоннеля. Оставшуюся воду призваны были отводить разноуровневые дренажные штольни, идущие параллельно жд-тоннелю. Поэтому со свода его вот уже век идет нескончаемый подземный дождь.
Через час я выехал в направлении бухты Половинной, до ночи мне требовалось заехать за нее еще на 15 км и там разбить ночлег. Вскоре дорога пошла вниз, и за очередным поворотом открылся вид на большой многопутный разъезд. Там меня молчанием проводили с платформы три человека и собачки. Еще через несколько километров прямо у рельс обнаружился отличный родник, где я остановился, снял велодрезину с пути и набрал полные бутылки воды. Но тут обнаружилось странное - мешка с палаткой нигде не было! Странно, где же я мог потерять беззвучно такой массивный груз. Быстро разворачиваю транспорт и кручу в горку на полной скорости. Перед разъездом ничего нет,
на нем самом тоже. Второй раз меня провожают взглядом, теперь уже четыре человека. Забираюсь на горку к тоннелям - вот оно, прямо на шпалах лежит искомый мешок! Разворачиваюсь и качу с горки, под колесами быстро пролетают стыки рельс. На разъезде та же сцена, теперь на платформе уже шесть гопников провожают меня немым взглядом.
До Половинной совсем немного, солнце клонится к горизонту. И вот самый короткий тоннель на Кругобайкалке - каких-то пара десятков метров, чуть дальше уже виден мыс Половинный. За ним по путям идет человек с ружьем, снижаю ход, здороваемся. Человека зовут Дмитрий Медведев, внезапно!

— О, дорогой, давно тебя к себе в гости ждем!
— … Похоже все-таки не меня
— И правда, немного другая велодрезина, но эта конструкция даже интересней!

В итоге меня пригласили в гости в дом егеря Медведева в деревне Половинной, что расположена у одноименного мыса. Вот и отлично, заодно переночую в тепле! Отнесли велодрезину и баулы на территорию дома, и пока Дмитрий ушел прогуляться пострелять браконьеров, я пошел смотреть сумерки с железнодорожных мостов. Начался пронзительно холодный ветер с Байкала.
К ночи пожарили шашлык из кабана, обсудили велодрезину и местную жизнь. Оказывается, в эти места уже заезжал человек на подобной конструкции. Медведеву велодрезина была в первую очередь интересна как транспорт, ведь автодорог здесь нет, только пешком по рельсам, на поезде или катере вокруг мысов.

Дальше пошли местные развлечения молодежи: тот поезд, чей проезд я слышал прошлой ночью, сейчас остановился неподалеку, и там готовятся водочные аттракционы, мордобои, танцы и сауна до утра. Поезд этот маршрутный, едет из Москвы (во Владивосток?), на сутки заезжая на Кругобайкалку. Две трети населения поезда это заграничные туристы. Я вежливо отказался от таких увеселений, а остальные шестеро погрузились в катер и устремились вдаль по ночной водной глади навстречу приключениям.
Заключительный день
Рано утром тот самый поезд занял собой весь километровый тоннель (самый большой на КБЖД), тем самым перекрыв мне путь, только сам паровоз вынырнул на поверхность и нещадно пыхтел. К одиннадцати часам я все-таки выехал в дорогу. За полдня мне предстояло резко нарастить темп и проехать 40 км по железной дороге, чтобы успеть на вечерний паром от поселка Байкал до Листвянки. Самые сочные достопримечательности Кругобайкалки я уже посмотрел, и теперь дело должно было пойти быстрей.
Медведев и встреченные местные предупредили, что днем мне навстречу пойдет пригородный поезд, я точно рассчитал время сближения. И все равно, проезжая тоннели в абсолютной темноте, я периодически останавливался посередине и внимательно прислушивался ко всем звукам. Рельс не видно, ты на приличной скорости крутишь над ними педали, реборды периодически искрят, вокруг шум и холодный тоннельный ветер. Если выскочит поезд, придется спрыгивать с рельс в лучах его фар. Развлечение на любителей.
Проезжая лабораторию нейтринной физики, я загляделся на их фургоны и на хорошей скорости слетел с рельс, удачно ухватившись за руль. Отломился сварной шов передней рамы жесткости, но очень кстати на велосипеде с давней версии дрезины сохранилось похожее крепление. Поставил его на раму и покатил дальше. С электричкой я разминулся, и дальше ехал по тоннелям довольно медленно.
А вот и порт Байкал. До последнего парома остается 20 минут, я спешно превращаю конструкцию в велосипед и несусь к пристани. Успеваю вольготно расположиться на лавочке вдоль борта, и паром покидает КБЖД.

Конец велопути! Дальше были четыре дня на острове Ольхон, но это уже другая история.
И смотрим видео про велодрезину:
Велодрезина оправдала себя, время на подготовку потрачено не зря, пока что это самый безумный мой проект. Время покажет =)
Текст и фото:
Кирилл Куприков
2015

При подготовке материала использованы сведения из открытых источников.
Made on
Tilda